Изучив путь развития экономики стран СНГ за 10 предыдущих лет (1991-2021г.г), установлено, что содружество прошло многоступенчатый процесс своего формирования. Это был путь от создания, созидания до различных преобразований, кризисных ситуаций, многочисленных переговорных процедур.
Все это продолжительное время страны СНГ создавали общие стандарты, единые системы, занимались интеграцией экономик своих государств. Как итог этой большой деятельности, возникли и успешно функционируют: Единое экономическое пространство, Евразийское сообщество экономики, Таможенный союз.
В результате упростились нормативные требования в экономических взаимоотношениях членов СНГ, в частности, таможенного режима по ввозу и вывозу товаров, их взаимное сотрудничество стало только укрепляться.
Страны Содружества независимых государств имеют разный уровень развития. Лидирующее положение занимает Российская Федерация, следом идет Казахстан, за Казахстаном Беларусь.
К лидирующим станам СНГ придвигается Азербайджан, который имеет большое количество добывающих и перерабатывающих предприятий газовой и нефтяной отрасли, что усиливает финансовые обороты этого государства.
Проводником и основным звеном в создании и расширении внешнеэкономических связей, вхождении в мировые рынки, интеграции членов СНГ в мировое сообщество считается Российская Федерация — самое большое и самое богатое государство Содружества. От РФ, как основного инвестора, зависят другие страны СНГ.
Основные тенденции экономики- Переустройство экономики для достижения большей эффективности. Происходит в странах по-разному, отличается непохожестью и национальной индивидуальностью.
- Укрепление взаимных отношений, дополнение друг друга.
- Поставлена задача создать единый комплекс народного и сельского хозяйства. Неэффективность выпуска сельскохозяйственной продукции подводит к объединению этой отрасли для достижения более выгодных показателей. Невыгодные на сегодня условия привели к падению объемов продукции сельскохозяйственного сектора. Например, в России он снизился до 67 %, в Казахстане-48%, в Беларуси-16%.
- Пересматривается экспорт сырья, топлива, энергоресурсов на мировые рынки, включая Европу, Азию, Ближний Восток, Кавказ. Так как часть стран задолжали России в значительных суммах, в том числе за поставку газа, сотрудничество подлежит пересмотру, вплоть до отказа от активных действий в этой сфере с некоторыми странами, поэтому меняются цены на газ.
- Идет тенденция сокращения предприятий, работающих в рамках Таможенного союза, до объемов производства, не превышающих требований рынка.
- Основываясь однотипностью экономик в странах Содружества, разрабатываются общие положения, чтобы упростить задачу в продвижении товаров и услуг на внешних рынках.
- Необходимо ставить цели и задачи, обеспечивающие дальнейшее развитие экономики членов СНГ:
- Активнее вступать в мировые рынки всем Содружеством или индивидуально.
- Направить усилия на поступательный рост ВВП.
- Исключить предпосылки для кризисных ситуаций, остановить инфляцию и перейти к наполнению бюджетов стран Таможенного союза.
- Возродить и реконструировать утратившую свои позиции промышленность.
- Улучшить внешнеэкономические связи, активизировать импорт.
Страны СНГ в большей степени выступают как сырьевой придаток в экономиках Северной и Южной Америки, Европы, Австралии, Азии. Но идет большая работа в вопросе улучшения позиций Содружества в сотрудничестве с мировым экономическим сообществом на более выгодных условиях.
Среди стран СНГ не все государства имеют одинаковые показатели экономики, впереди других идут РФ, Казахстан, далее — Беларусь, Армения, Азербайджан.
Эти государства имеют сравнительно стабильный рост ВВП, увеличивают производственные объемы в промышленности, демонстрируют рост темпов интеграции.
Немного ближе стал к этому перечню Узбекистан. Страны, не вошедшие в этот список, имеют низкие показатели национальных экономик и характеризуются постоянными кризисами в хозяйственной деятельности.
Товары, которые экспортируются странами СНГ на мировых рынках, в большей степени являются сырьевыми. Из России и Казахстана на экспорт качают нефть; природный газ идет по трубам в мировое сообщество из России, Азербайджана, Туркменистана, Узбекистана, Казахстана; уголь экспортируют из Казахстана и России; лес – из России и Беларуси; цветные и редкие металлы тоже поставляют Россия и Беларусь; полезные ископаемые экспортируются Казахстаном, Россией, Беларусью.
Имея большой потенциал в энергоресурсах и дешевой рабочей силе, страны СНГ не используют широко эти статьи экспорта в своей внешнеэкономической деятельности.
Поскольку экспорт членов СНГ основывается на сырьевых товарах, а цены на сырье в мире то и дело меняются, это подрывает стабильность экономики, приводит к снижению ее эффективности в целом, следовательно, влияет на показатели ВВП почти во всех членах СНГ.
Внешнеэкономическое развитие и торговля
В первые годы образования СНГ, в результате проведенных реформ, произошли структурные изменения внешнего и внутреннего рынка государств, входящих в это сообщество.
ВВП падал. Даже в РФ, которая всегда была лидирующим членом Содружества, реформы шли с большими трудностями, страна оказалась в зависимом положении от импорта, увеличивался государственный долг, появилась угроза вывода российского капитала за рубеж.
Конечно, такое положение негативно повлияли на товарные взаимоотношения между членами Содружества. Объемы продаж Российской Федерации партнерам по СНГ снизился до 19 миллиардов долларов США, что не соответствовало настоящим возможностям в этой отрасли хозяйствования.
Падение масштабов торговли не могло не вызывать обеспокоенность о стороны участников СНГ, это не в малой степени подтолкнуло к образованию Таможенного союза. Состояние торговли стало меняться в лучшую сторону после создания Таможенного союза и ТС ЕАЭС.
Оживились торговые отношения между Россией, Беларусью и Казахстаном. Увеличились импортно-экспортные поставки между этими странами. Рыночная конкуренция обязала поставлять товары более высокого качества, что повысило их востребованность на внутреннем и внешнем рынке.
На рынке Содружества ключевыми импортно-экспортными товарами выступают нефтепродукты, целлюлоза, автомобили, сливочное масло, сахар. РФ и другие страны СНГ считают приоритетным приобретать продукцию и услуги не на мировом рынке, а у государств Содружества.
Но внешние торговые сделки РФ по объемам превышают торговые операции со странами СНГ. Для Беларуси, Молдовы, стран Средней Азии основным импортером является РФ, которая поставляет им энергоресурсы, технику, сырье.
Поставка товаров из России в страны Содружества составляет от 54% до 88% от общего объема. Страны, не входящие в состав Содружества, имеют значительные товарообороты с государствами СНГ, в большей степени с РФ. Внешнеторговые операции по экспорту составляют 78% , а по импорту -57%.
Уже к 2000 году рынок стран Содружества наращивает свои объемы, это дает возможность для пошаговой интеграции в торговые площадки стран дальнего зарубежья: Америки, Азии, Европы. Экспорт товаров из стран СНГ в другие мировые державы достигают до 80 миллиардов долларов США.
Потенциал же этих стран позволяет постепенно увеличивать товарообороты внешнего рынка. Актуальным остается тот факт, что для внешней торговли типичны такие факторы, как: падение экспорта готовых товаров и услуг; уменьшились поставки комплектующих частей; увеличился вывоз необработанного сырья и материалов.
В двухтысячные годы доля экспорта участников СНГ выглядела в таких цифрах:- Поставки сырой нефти и природного газа из России составляла более 40%;
- Экспорт сырой нефти из Беларуси – 30%;
- Продажи нефти и нефтепродуктов из Азербайджана были на уровне 80%;
- Цветные металлы, железо, нефть и нефтепродукты, каменный уголь — все это экспортировалось из Казахстана, в процентном выражении составляло более 50%;
- Экспорт хлопка из стран Средней и Центральной Азии составлял на внешнем рынке 50%.
В период снижения объемов товаров собственного производства, на торговых площадках Содружества в большем количестве стал появляться импорт из стран дальнего зарубежья. Их объем увеличился от 60% до 80%. В большей степени это был импорт товаров легкой промышленности, например, одежда, обувь и прочее.
Начался период роста зависимости национальных экономик стран СНГ от влияния иностранных государств. В большей степени зависимое положение проявлялось в высокотехнологическом уровне производства потребительских товаров, которые стали ввозиться более активно и выталкивать отечественные, менее технологичные аналоги, с рынков Содружества.
Ввоз импорта продовольствия и товаров народного потребления, конечно, представлял опасность для экономики, но, как показала практика, товары зарубежных поставщиков являлись стимулирующим фактором для стабилизации рынка в плане достижения выпуска более технологичной и качественной продукции.
Государства внутри Содружества значительно увеличили поставки потребительских товаров. Что несколько изменило внутренний и внешний рынок. В дальнее зарубежье по-прежнему продают сырьевые ресурсы — нефть, уголь, газ.
Для государств СНГ еще предстоит большая работа для перестройки своего рынка из внешнего влияния в русло доминирования национальных производств. Еще существуют за рамками Содружества работа в оффшорах его участников.
Это влияет на стабилизацию и укрепление производственных отраслей по выпуску готовой конкурентной продукции.
Инвестиции в экономику
Изначально инвестиционная политика государств СНГ была довольно слабой и не популярной. В конце прошлого тысячелетия инвестирование внутри Содружества сначала составляло от 21 до 30% от ВВП, но с каждым годом, начиная 1997, положение улучшалось: рос ВВП и стали расти инвестиции, приблизительно до 1% в год.
Правила для притока инвестиций и с охранения величины импорта:- увеличение экспорта востребованной продукции из добывающих отраслей хозяйствования;
- обновление энергетической и топливной промышленности;
- расширение металлургического и машиностроительного сектора производства, вложения в легкую промышленность;
- Руководства независимых государств Содружества должны приветствовать российский вклад в рынок и экономику, что воспринимается отдельными государствами как вторжение РФ в их суверенитет.
- Необходимо осуществлять реализацию проектов надгосударственной формы.
Все страны СНГ заинтересованы не только сохранить устоявшиеся товарные рынки, но и поступательно покорять новые. Большую часть своих товаров государства продают через сырьевые биржи, поэтому есть большой потенциал для расширения ассортимента в виде потребительских товаров, продовольствия.
Необходимо улучшать технологическую базу, достигать выпуска конкурентных товаров. Такую работу надо проводить постоянно для увеличения прибыльности и вложение средств в изменение структуры экономики.
Перед каждым государством СНГ есть обязанность вносить денежные средства, составляющие 2-3% от ВВП, на реформы.
Роль мигрантов в развитии экономики
Перемещение граждан с целью поиска работы или миграция в странах СНГ явление значительное и актуальное. В основном миграция носит внешний характер, а в Казахстане -внутренняя миграция.
Еще во времена СССР существовали трудовые миграции с целью развития экономики и совершенствования рынков торговли. Когда образовалось СНГ, то каждое государство, входившее в его состав, стало воплощать собственную миграционную стратегию, в тоже время разрабатывались программы общего управления миграционными потоками.
В Россию мигранты прибывают из Молдовы, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Казахстана, Туркменистана.
География трудовой миграции расширяется, некоторым образом, преображается. Большой поток мигрантов осуществляется из Китая и Вьетнама, эти страны считаются поставщиками недорогой рабочей силы.
Рынок трудовой силы всегда являлся важной составляющей экономики государства, поэтому миграционная политика стран СНГ претерпела некоторую реформацию по формированию этого сектора.
Основные причины привлечения мигрантов в страны Содружества: устойчивый дефицит представителей рабочих профессий; нежелание местных жителей занимать должности с невысокой зарплатой; постоянный дефицит персонала в промышленности, строительстве, в сельскохозяйственном секторе; подкреплять устойчивый уровень рейтинга в нефтегазовой и нефтедобывающей отрасли; большое преимущество в использовании недорогой рабочей силы в приграничных территориях.
Большая часть мигрантов трудится нелегально, официальное оформление на работу имеет небольшая часть прибывших людей. Поскольку легальное трудоустройство подразумевает наличие социальных гарантий: страховки, отчисления в пенсионный фонд и другие налоги, многие работодатели используют приезжих работников без оформления.
Основная часть мигрантов прибывает для работы в Российскую Федерацию, именно в этой стране имеется наибольшая возможность трудоустроиться. Оплата труда в РФ также выше, чем в других государствах СНГ. Некоторая часть людей, ищущих работу, направляются в Казахстан и Беларусь.
Мигранты приезжают главным образом в Россию, где существует огромное количество возможностей найти работу. Кроме того, зарплата по предлагаемым вакансиям будет выше, чем в Азербайджане или Туркмении.
А также потоки мигрантов направлены в Казахстан и Беларусь. Часть приезжих остается, а другие едут дальше — в Европу или Америку.