Три десятка лет назад свершилось событие достойное называться эпохальным – распалось самое большое и самое многонациональное государство мира Союз Советских Социалистических Республик.
Все пятнадцать республик, входивших в его состав, предпочли путь самостоятельного, независимого ни от кого экономического и социального развития.
Казахстан, вторая по площади республика бывшего Союза, сам стал строить свои международные связи не только в политической и экономической сферах, но и в области миграционных взаимоотношений.
Эмиграция из республики, начавшаяся сразу после обретения независимости и несколько поутихшая в середине десятых, в настоящее время снова приобрела впечатляющие масштабы.
Содержание
Казахстан
Казахстан, пожалуй, был самой обеспеченной и экономически развитой среднеазиатской союзной республикой. Способные впечатлить кого угодно необъятные территории, богатейшие недра, развитые индустрия и сельское хозяйство, выход к Каспийскому морю и даже собственный космодром.
К тому же это единственная постсоветская азиатская республика, сумевшая обойтись без так называемой «цветной революции». РК по праву считается одной из наиболее многонациональных стран мира.
Здесь проживаю более ста тридцати разных, и абсолютно не похожих друг на друга, национальностей и народностей. Самые многочисленные, конечно, казахи и русские — около шестидесяти пяти и около двадцати пяти процентов от общей численности граждан республики соответственно.
Закономерные и ожидаемые процессы
Разделение СССР на отдельные и независимые друг от друга государства для подавляющего большинства людей, родившихся и проживших значительную часть своей жизни на его ничем неразделённой территории, стал, несомненно, большим потрясением, если даже не трагедией.
В различных частях некогда огромной и единой страны, по-разному отнеслись к произошедшим переменам.
Если, например, в странах, так называемой прибалтийской «троицы», всегда с определённой долей кокетства посматривавших в сторону Европы, случившееся восприняли с нескрываемым удовлетворением, то в Казахстане подобного восторга не испытал никто.
За малым исключением из рядов местных радикальных националистических движений. Восточный менталитет позволил воспринять ситуацию с присущим, много повидавшему за свою историю, казахскому народу философским спокойствием.
Огромную роль в том, что глобальные перемены девяностых не вызвали каких-либо трагических макрособытий на территории республики, сыграл тот факт, что к этому времени количественное соотношение русских и казахов в национальном составе населения было приблизительно равным.
В 2003 году государство запустило программу по возвращению в страну исконных представителей казахской нации, находившихся к тому времени в сопредельных странах — Китае и Республиках постсоветской Средней Азии.
Эти новые граждане Казахстана даже получили собственное наименование – оралманы. Процент граждан казахской национальной принадлежности увеличился до шестидесяти и продолжает повышаться до сих пор.
В большей степени этот процесс коснулся юга страны. Русских же с течением времени становится всё меньше.
Например, в Нур-Султане, который за какие-то полтора десятка лет стараниями тогдашнего руководителя страны Нурсултана Назарбаева превратился из небольшого заштатного городка в столицу, вполне способную конкурировать даже с некоторыми европейскими, процентное соотношение горожан русской и казахской национальности представляется как шестнадцать к семидесяти четырём в пользу коренной нации.
Южная столица и, абсолютно заслужено считающаяся центром всей культурной жизни страны, город с миллионным населением Алмата, так же не избежала подобных тенденций. Здесь это соотношение выглядит как двадцать девять к пятидесяти шести процентам.
Устойчивый процесс массового отъезда русских из страны, конечно же, не может не волновать казахских демографов и социологов. Несомненно, это весьма тревожащее явление.
Ведь от хорошей жизни не уезжают. Найти удовлетворительное объяснение причинам, по которым люди покидают места, где они родились и прожили всю свою сознательную жизнь, достаточно проблематично.
Одной из приходящих на ум в первую очередь причин, можно назвать этническую и национальную пестроту казахского общества.
В условиях, когда в страну неумолимым потоком устремились носители абсолютно чуждой культуры, и при этом для них создаются все условия для существования, порой в ущерб нынешним хозяевам, многие люди других национальностей, пусть и считающих Казахстан своей родиной, устремились туда, где обретаются их исторические корни, где жили их далёкие предки.
Например, немцы по национальности организованно уезжали в Германию. А русские и в начале нулевых, и сейчас едут в Россию.
Помимо достаточно общих, так сказать основополагающих, причин бегства русских из Казахстана, имеются и вполне насущные и ежечасные, жизненные обстоятельства:
- слабая конкурентоспособность русских граждан перед представителями казахской национальности при приёме на работу, обусловленная, опять же, этническими предпочтениями нанимателей;
- языковой барьер;
- принудительное отдание предпочтения языку коренных жителей.
Государственных языков в республике два – русский и казахский. И вся деловая и юридическая документация по закону должна вестись на обоих.
Но выпускник ВУЗа, владеющий только русским, имеет несравнимо меньше шансов получить достойную должность в какой-либо государственной, да и коммерческой, структуре. В целях укрепления независимости, все ключевые посты, в своё время, были отданы нацкадрам.
Вполне разумеющимся обстоятельством, стало то, что начальник казах при выборе претендента на должность в возглавляемой им организации, предпочтёт своего соплеменника.
В крупных городах, где и русских исторически было больше, чем на периферии, и резиденций крупных компаний, представляющих иностранный капитал, так же поболе, эти условности не так заметны.
В казахской же провинции, например в Талдыкоргане, некогда Гавриловка, положение достигло угрожающего уровня. Наиболее ярко это проявляется в госучреждениях.
Да, документация ведётся на двух языках, а рабочие совещания и какие-нибудь деловые заседания на русском. Но русского специалиста с присущей восточным народам терпеливостью, хитростью и непосредственностью, просто мягко выжимают из команды.
Никто не говорит открытым текстом, как, например, в Прибалтике – тебе здесь не место. Постепенно создаются условия, при которых человек, в итоге, вынужден уйти в отставку.
Его же начальнику «придётся только смириться» со свершившимся фактом и принять в штат недавно приехавшего в страну оралмана. У незаурядного казахского и советского писателя Ануара Алимжанова есть очень хороший роман «Гонец».
В этом произведении обстоятельно рассмотрен период истории, когда Российская Империя, откликнувшись на обращение хана Абулхаира, приняла в свои границы три казахских жуза, тогда ещё и не консолидировавшихся в единое казахское государство.
События, мастерски описанные Алимжановым, и свидетельствующие о совместных усилиях двух народов по защите именно казахского этноса от геноцида со стороны наседавших с юга и востока джунгар и монголов, в наши дни подаются в совершенно противоположной трактовке.
Молодое поколение казахов всячески убеждается националистически настроенными кругами в том, что русские пришли на исконно казахские земли как оккупанты и безжалостные захватчики. О роли России, как освободительницы и защитницы не говорится вообще.
События, происходящие сейчас на Украине, ярче всего показывают, насколько неприемлемы, а, пожалуй, и опасны подобные неадекватные пересказы и переписывания истории.
На фоне серьёзных, весьма значимых в вопросе о причинах выезда русскоязычных граждан из Казахстана, явлений, стали иметь место и довольно таки курьёзные ситуации.
Например, инициатива патриотически настроенной части казахской парламентской общественности по переименованию улиц и городов в соответствии с новейшими веяниями приведения всего и вся к чисто казахским историческим и этническим канонам.
Следствием этих необдуманных мер, порой становится транспортная и логистическая неразбериха. В сфере культуры тоже хватает своих, зачастую, фарсовых ситуаций.
Так многие молодые писатели, ввиду языковых, хоть и не официальных, ограничений, могут издаваться только в России. Это, согласитесь, не совсем удобно и логично.
Не так давно в парламенте Казахстана был проведён закон, по которому все фильмы зарубежного производства, за исключением старых картин, снятых ещё в Союзе, обязательно должны были переводиться на казахский язык.
Такой постановкой вопроса были возмущены даже представители молодого, никогда не жившего в СССР поколения. Приведение закона к исполнению пришлось отложить на неопределённое время.
Жизнь любого человека состоит не только из рабочих, служебных или культурных взаимоотношений с окружающим его социумом. Гораздо большую её часть мы проводим в общении на бытовом, можно сказать обиходном, уровне.
Это сиюминутные, ежедневные ситуации, в которые каждый, волей-неволей попадает постоянно. От похода в магазин, до вызова на дом врача или сантехника.
Официально наличие национализма в Казахстане не признаётся. Нельзя и утверждать, что обыденной жизни казахстанцев он проявляется резко и радикально.
В истории Казахстана не было таких одиозных фигур, как украинские Бандера и Шухевич. Однако в парламенте республики присутствует «правая» фракция, отличающаяся своими явно не дружественными по отношению к русским взглядами.
И её влияние на умы и мировоззрения казахского общества с каждым годом становится всё ощутимее. Но это всё общие, сугубо обозначительные рассуждения.
В максимальном приближении к ежечасной, сиюминутной жизни каждого человека, вся картина межнациональных отношений в казахском обществе становится очень не простой.
На взгляд любого человека, впервые прибывшего в республику с кратким визитом, никакого накала во взаимоотношениях двух народов нет. И это совсем неудивительно.
За долгие годы совместного проживания, обучения в одних и тех же школах, решения бытовых или служебных споров, люди научились в непримиримых противоречиях и находить взаимовыгодные решения, договариваться. Ведь, как известно, любой мир всегда лучше войны.
Не редки даже межэтнические браки. В таких, наравне чтятся обычаи и национальный уклад обоих народов. К тому же у казахов в более явной степени выражена неприязнь к татарам и уйгурам.
Не дружественно относятся они к китайцам и чеченцам. В крупных городах можно встретить достаточно определённое деление территории между этническими диаспорами.
Памятно серьёзное столкновение между чеченцами и казахами в Алматы несколько лет назад. В повседневности неприязнь к русским в Казахстане проявляется в таких же неявных и замаскированных формах, как и в госучреждениях.
На слуху случаи, когда русский, хорошо понимающий своих казахских сограждан, слышал у себя за спиной высказывания весьма недружественного характера, произнесённые на, якобы, не понятном ему языке. В Восточном Казахстане стал знаковым случай с надписью на стене дома на казахском языке.
В надписи в весьма не двусмысленной и грубой форме предлагалось всем русским убраться из Казахстана. Кстати русские тоже далеко не белые и пушистые.
В 2009 году в Алматы орудовала молодёжная банда скинхедов. Русские бритоголовые юнцы устраивали разборки со своими соотечественниками исключительно в целях выяснения межэтнических вопросов.
Ну и, наконец, отметим обстоятельство, которое, пожалуй, служит одним из основных ответов на вопрос о причинах выезда русскоязычных граждан за пределы республики.
Это медленное, но стабильное выдавливание русского языка из всех областей общественной и культурной жизни республики. Недавно началась кампания по переделке общественно значимых табличек и указателей на улицах городов в форму, в которой русские слова написаны в латинской транскрипции.
Нельзя не упомянуть тот факт, что когда одному влиятельному и достаточно уважаемому общественному деятелю, широко известному в стране, задали вопрос о языковом конфликте, он ответил, что такое положение дел обусловлено неприязнью казахов к русскому языку на генетическом уровне.
И корни этого явления лежат в насильственной русификации Казахстана, проводимой советской властью в начале двадцатого века.
Куда
Интересен так же и вопрос о географических предпочтениях людей, навсегда покидающих Казахстан. По вполне объяснимым причинам, большинство из них надеется обрести новое место жительства в России, Беларуси или Украине.
Здесь у них не только родственники, но и, что, пожалуй, встречается несколько чаще, друзья, однокашники и сослуживцы. Некоторые перед отъездом умудряются найти хорошую работу, что в означенных странах сделать значительно легче, ввиду общего исторического прошлого.
А как же остальные? Тут тоже обозначились свои определённые предпочтения. Первая волна переселенцев, ещё в лихие девяностые, тоже в силу исторически сложившихся реалий, хлынула в Израиль и Германию.
Значительная часть поехала во всегда модные Штаты. Сейчас большой популярностью у тех, кто не захотел оставаться в пределах бывшего Союза, пользуются Великобритания и Канада.
А вот Скандинавия и Прибалтика как то не получили особого внимания у казахстанских эмигрантов.
Программа переселения
Обсуждение программы началось ещё в самом начале нового века. Но первые шаги по её осуществлению были предприняты только в 2007 году.
Широко же применяться она стала в 2009-м. По заявлениям российской стороны программа будет продолжена и в будущем.
Кстати, воспользоваться программой могут не только переселенцы именно русской национальности. Приехать в Россию на предлагаемых в ней условиях, может человек любой этнической принадлежности.
Не преминем отметить, что желающим переехать в РФ по программе переселения, стоит повнимательней ознакомиться со всеми её правилами и условиями. Тех, кто намеревается приехать и, ничего не предпринимая, просто воспользоваться щедростью и гостеприимством российского государства ожидает жестокое отрезвление.
Рассмотрим этот нюанс подробнее. В программе строго определены следующие обязательные пункты, к каждому из них необходимо отнестись с должным вниманием:
- регион;
- работа;
- жильё;
- гражданство.
Регион. Из программы исключены Москва, Санкт-Петербург и окружающие их области. С максимально возможной долей вероятности переселенцу для устройства на новом месте будут предложены следующие регионы:
- Амурская область.
- Калининградская область.
- Камчатский край.
- Тамбовская область.
- Краснодарский край.
- Воронежская область.
- Костромская область.
- Пензенская область.
- Новосибирская область.
И довольно часто перспектива поселиться в далеко не центральной части России, приводит желающих воспользоваться программой переселения к переосмыслению своих взглядов на будущее и поиску других возможностей обосноваться на исторической родине.
Работа. Переселенцев, обращающихся в посольство РФ за консультацией по программе переселения, сразу предупреждают, что пособием по безработице будут обеспечены далеко не все. Им предлагается озаботиться вопросом трудоустройства заранее, и выбрать регион, в котором шансы найти устраивающую их работу максимальны.
Разумеется, лучше ехать в регион, где у будущего россиянина есть друзья или родственники, которые смогут поддержать мигранта в первое время после переселения.
Программа предполагает, что работа в новом месте проживания найдётся для всех. Однако это не означает, что она будет престижной и высокооплачиваемой.
Придётся довольствоваться исключительно тем, что предложат. На работу по специальности и с достаточно высоким уровнем оплаты могут рассчитывать люди, обладающие высоким профессионализмом в областях образования, медицины, металлургии и газодобычи.
Есть ещё один нюанс. Согласно условиям программы, мигрант должен прожить в регионе, который он для себя определил не менее двух лет. Только после этого он может куда-либо переехать.
Жильё. С тем фактом, что Российское государство может обеспечить мигранта жильём не всегда, придётся смириться.
Да и, в самом лучшем случае, это будет комната в семейном общежитии. Поэтому, вопрос жилья лежит, скорее, в области самостоятельных решений.
Гражданство. Переселенцы из Казахстана могут воспользоваться процедурой упрощённого получения гражданства. В рамках программы это займёт три-четыре месяца.
Возвращенцы
Почти каждый процесс в нашем мире имеет особенность оборачиваться вспять. Это обстоятельство в полной мере относится и к процессу миграции.
С некоторых пор, уехавшие из Казахстана, стали возвращаться. Это не приобрело массового характера, но факт остаётся фактом.
Надо отметить, что обратно приезжают, в основном, не из России. Возвращаются из Штатов и Германии.