Дорожный налог в Беларуси: размер и характеристика

Характеристика дорожного налога в Белоруссии: размер, сроки и способы оплаты

Если оглянуться назад, в историю человечества, можно проследить чёткую закономерность – чем сильнее и цивилизованнее было государство, тем более обширную и протяжённую систему транспортных магистралей оно имело.

налог в Белоруссии на дорогу

Одним из неотъемлемых атрибутов царства легендарного Кира была Царская дорога. Это и понятно.

Чем лучше состояние дорог в стране, тем развитие торговли и, соответственно, экономики интенсивнее. Сейчас это обстоятельство стало ещё значимее.

Поддерживать состояние автомагистралей в стране в более приличном состоянии, чем у соседей, это уже стратегия. Но на это нужны средства.

Во всех странах мира для этого взымается дорожный, или транспортный, налог. Не является исключением и Беларусь.

Для того, что бы участвовать в процессе дорожного движения наравне с другими его участниками, белорусскому автовладельцу обязательно надо заплатить транспортный налог.

Ни один владелец транспортного средства в республике, ни частное лицо, ни государственное или индивидуальное предприятие, не может воспользоваться автотранспортной системой страны, не уплатив сбор на содержание дорог.

налог дорожный в Белоруссии

Размер его зависит от ряда факторов, основным из которых является характеристика транспортного средства, передвигающегося по дорогам страны. Существует так же и определённое количество льгот, которыми могут воспользоваться отдельные группы автовладельцев.

Средства, поступающие в бюджет от дорожного сбора, целиком идут на устранения дефектов на уже существующих дорогах и на прокладку и строительство новых. Уклониться от его уплаты не сможет ни один человек, использующий транспортное средство в пределах границ республики.

Не уплатив налог на дороги, и не получив соответствующий документ об этом, владелец авто не сможет одолеть ещё одну обязательную ступень к законному использованию собственного транспортного средства – государственное техническое освидетельствование, техосмотр.

Допустят к этому мероприятию исключительно при наличии установленного законом документа.

Содержание

Факторы, влияющие на норму налога

Мера налога на дороги может изменяться в весьма значительных пределах. Факторов, оказывающих влияние на него, несколько:

  1. Масса автомобиля;
  2. Сколько транспортное средство находилось в эксплуатации;
  3. Вместимость транспортного средства или количество конструктивно предусмотренных пассажирских мест – для автобусов;
  4. Иные немаловажные факторы.

Следует отметить, что в основе налога лежит, определяемая государством, базисная ставка. Введён налог был 01.01.2014 г. За прошедший промежуток времени размер ставки несколько раз увеличивался.

Льготы

авто для инвалидов

Как уже отмечалось, в Беларуси законом установлена определённая льгота по уплате налога на дороги для отдельных групп граждан.

В количественном выражении она составляет пятьдесят процентов от упомянутого выше базисного тарифа. К физическим лицам, которые имеют право на эту льготу, относятся:

  • лица с первой группой инвалидности;
  • лица со второй группой инвалидности.

Все остальные частные автовладельцы обязаны платить сбор исходя из базисной ставки. У транспортных предприятий  дело обстоит несколько иначе.

автобус

Опираться на половинный размер базисного тарифа могут предприятия, у которых на балансе имеются следующие средства передвижения:

  • авто, перевозящие инвалидов;
  • троллейбусы и автобусы, перевозящие пассажиров;
  • кареты скорой помощи;
  • спецтранспорт, используемый МЧС, МВД, КГБ и прочими структурами силовой направленности.

Ранее льготой могли пользоваться и люди, вышедшие на заслуженный пенсион. В 2016 году они были лишены данного преимущества.

В настоящее время оно закреплено исключительно за ветеранами ВОВ. Выезжать на своём автомобиле они могут только при наличии соответствующего врачебного разрешения, обосновывающего их способность к этому.

Сроки и способы оплаты

техосмотр

В наступившем 2022 году оплата дорожного налога в Белорусской республике производится совместно с прохождением техосмотра. То есть единожды или дважды в году.

В зависимости от того, в каком техническом состоянии пребывает ваше транспортное средство и необходимости его освидетельствования. Если же, эту процедуру, возможно, проводить один раз в два года, то и налог платится единожды, но в двойном размере.

Но есть и особая категория транспортных средств, которым проходить техническое освидетельствования вменяется дважды в год. Такси. Следовательно, и налог необходимо платить так же два раза.

Размер дорожного сбора

Как уже отмечалось, размер базисного тарифа транспортного налога неуклонно повышается. До 2018 года его ставка равнялась 23 белорусским рублям.

купюры

С первого января этого года она стала равняться 24,5 рублям, а с 2019 года, 25,5 белорусским рублям.     Сразу может броситься в глаза существенная разница в размере налога для обычных автовладельцев и организаций трудящихся в автомобильном бизнесе.

Весь расчёт сводится к количеству учитываемых базовых ставок. Рассмотрим, как это выглядит:

  • Легковые авто, принадлежащие предприятиям, массой до 1 тонны – 7 базовых ставок – размер налога 178,5 рублей. Легковушки физлиц массой до 1,5 тонн – 3 базовых ставки – размер налога 76,5 рублей;
  • Легковушки юрлиц массой от 1 до 2 тонн – 9 ставок – 229,5 рублей. Легковушки физлиц массой от 1,5 до 2 тонн – 6 ставок – 153 рубля;
  • Легковушки юрлиц массой от 2 до 3 тонн – 11 ставок – 280,5 рублей. Легковушки физлиц массой от 2 до 3 тонн – 8 ставок – 204  рубля;
  • Легковушки юр лиц массой свыше 3 тонн – 14 ставок – 357 рублей. Легковушки физлиц массой свыше 3 тонн – 11 – 280,5 рублей.
  • Прицеп юрлица массой 0,75 тонны – 5 ставок – 127,5 рублей. Прицеп физлица массой 0,75 тонны – 2 ставки – 51 рубль.
  • Прицеп юрлица массой свыше 0,75 тонны – 12 ставок – 306 рублей. Прицеп физлица массой свыше 0,75 тонны – 11 ставок – 280,5 рублей;
  • Караван юрлица – 7 ставок – 178,5 рублей. Караван физлица – 5 ставок – 127,5 рублей.

прицеп

При расчёте налога для пассажирского транспорта, определяющим фактором является количество сидячих мест и здесь его размер для юридических и физических лиц практически не отличается.

Для грузовиков, так же как и для легковых автомобилей, определяющей является масса транспортного средства. Разница для физлиц и юр лиц определена только в категории грузовых машин  массой до 2,5 тонн.

Так для грузовиков юр лиц это двенадцать ставок – триста шесть рублей, для грузовиков физлиц — восемь ставок и двести четыре рубля, соответственно.

Мотоцикл обойдётся юридическому лицу в три базисных ставки в год – семьдесят шесть с половиной рублей. Физическому лицу в две – пятьдесят один рубль.

Самым дорогим транспортным средством однозначно является тягач. И для физлиц и для юр лиц, владеющих такой техникой, налог будет составлять двадцать базисных ставок ежегодно, то есть пятьсот десять рублей.

Для быстрого и точного определения размера налога для любого транспортного средства, включая трактора, существует специально размещённый на сайте налоговой инспекции калькулятор.

Налог на утилизацию

утилизация

Географически Беларусь располагается непосредственно между двумя такими солидными рыночными площадками, как Россия и Евросоюз. Само собой, через республику текут колоссальные товарные потоки.

В том числе и покупаемые и продаваемые транспортные средства. Неудивительно, что приличное их количество оседает на территории страны.

Всё это железо, пластик и резина со временем потребует утилизации. Поэтому в республике учреждён так называемый утилизационный сбор.

Оплачивать его обязан каждый субъект, ввозящий на территорию Беларуси любое транспортное средство. Независимо, из какой страны он его доставил.

Данный налог стали собирать в 2014 году. Однако, как из любого другого правила, из этого тоже есть исключения. Давайте рассмотрим этот нюанс подробнее.

ввоз авто

Сбор на утилизацию не оплачивается при доставке в страну:

  1. Автомобилей старше тридцати лет, укомплектованных исключительно оригинальными комплектующими;
  2. Авто, произведённых отечественными предприятиями.

Исключение делается так же и для определённых категорий граждан:

  • лица, признанные беженцами;
  • консульские работники;
  • сотрудники дипмиссий;
  • отдельные граждане других государств.

Сбор на утилизацию взимается один раз, при прохождении таможенных процедур. Он входит в пакет других таможенных сборов и подтверждается документально государственной таможней республики Беларусь.

граница

Размеры сбора на утилизацию определены вполне однозначно:

  • ТС, имеющее объём двигателя до одного литра, и в возрасте до 3 лет – 851 рубль 40 копеек, ТС, имеющее объём двигателя более одного литра, и в возрасте старше 3 лет – 5 247 рублей;
  • ТС, имеющее объём двигателя от 1 до 2 литров, и в возрасте до 3 лет – 1 326 рублей 60 копеек, ТС, имеющее объём двигателя от 1 до 2 литров, и в возрасте старше 3 лет – 8 177 рублей 40 копеек;
  • ТС, имеющее объём двигателя от 2 до 3 литров, и в возрасте до 3 лет – 2 533 рубля 40 копеек, ТС, имеющее объём двигателя от 2 до 3 литров, и в возрасте старше 3 лет – 15 958 рублей 80 копеек;
  • ТС, имеющее объём двигателя от 3 до 3,5 литров, и в возрасте до 3 лет – 3 345 рублей 30 копеек, ТС, имеющее объём двигателя от трёх до трёх с половиной литров, и в возрасте старше 3 лет – 28 215 рублей;
  • ТС, имеющее объём двигателя более трёх с половиной литров, и в возрасте до 3 лет – 5 445
  • рублей, ТС, имеющее объём двигателя более трёх с половиной литров, и в возрасте старше 3 лет 34 659 рублей 90 копеек.

В категории автомобилей с электрической силовой установкой ставки другие. Для авто моложе 3 лет – пятьсот сорок четыре с половиной рубля, старше 3 лет – 816 рублей 70 копеек.

электромобиль

С владельцев транспортных средств, которые ввозят их как гуманитарную, или иную другую техническую, помощь утилизационный сбор не взымается.

Данный налог так же ежегодно индексируется в сторону увеличения, и, что бы не ошибиться в его размере, лучше воспользоваться калькулятором, который не трудно найти в интернете. Понадобится всего лишь информация о годе выпуска вашего авто и точный объём его двигателя.

Белорусское налоговое законодательство

Как известно, жизнь не стоит на месте и вносит свои коррективы во всё, что нас окружает. Закон, обуславливающий количество и качество налогов, взымаемых на территории республики Беларусь, не может оставаться в стороне от этой тенденции.

Изменения в него вносятся с учётом опыта, как ближайших соседей, так и географически не близких, но достаточно развитых стран.

налоговый кодекс

Делается это не только с целью максимально наполнить бюджет государства, но и сделать такое не очень то благодарное занятие, как предпринимательство более привлекательным. Определённым категориям предпринимателей предлагается перейти на более простую систему налогов  – УСН.

Применив данную систему, предприниматель может не тратить драгоценное время и силы на излишние формальности и бумажную волокиту, а целиком заняться исключительно бизнесом. Присутствует только один нюанс.

Это определённые ограничения по объёму вырученных средств. На данный момент времени в Беларуси почти 100 000 км автомобильных дорог.

Поэтому дорожный сбор является неотъемлемой частью, необходимых для поддержания жизни в стране на приемлемом уровне, средств.

Ссылка на основную публикацию